CAPTCHA - устанавливать или нет?

Наиболее часто применяемым способом защиты от спама, приходящего с веб-форм сайта, является установка CAPTCHA (капчи) - автоматизированный тест (например набор символов, который нужно ввести перед совершением следующего действия) для отличия людей от программ-роботов.

Данный способ защиты действительно заметно уменьшает объем приходящего спама. Но негативной стороной такого подхода является также и снижение количества заполнений формы реальными пользователями, в результате чего ваш сайт может потерять потенциальных клиентов.

Негативные факторы от использования капчи:

  • Наличие капчи негативно влияет на внешний вид формы на сайте, особенно если она использует свои шрифты и цветовые решения.
  • Часть пользователей вообще не понимает для чего их просят вводить цифры, особенно это актуально для аудитории старше 40 лет или для тематик, где присутствует большой процент посетителей с низким уровнем компьютерной грамотности (например обычные бытовые услуги или товары для населения).
  • Не все посетители вводят успешно капчу с первого раза и после этого у них пропадает желание делать повторные попытки.
  • Капчи с высокой степенью защиты имеют плохо читаемый шрифт или заставляют выполнять клиента слишком много действий.
  • Часть опытных пользователей при виде капчи в форме - сразу предвидят трудности и решают не заполнять её.

В итоге, при подключении капчи вы вместе с уменьшением спама будете также терять потенциальных клиентов с сайта. И чем сложнее установлена капча, тем лучше она защищает от спама, но вместе с этим увеличивается и количество отказов у реальных пользователей.

Точных данных по изменению конверсии в зависимости от капчи не существует, т.к. их получить слишком сложно и результаты очень сильно зависят от специфики товара либо услуги, возраста аудитории и многих других параметров, но в любом случае капча будет лишним барьером для пользователя и в результате - упущенной выгодой. Ведь если даже среди 5 сообщений спама будет 1 реальный клиент - это уже намного лучше, чем если этого клиента вы вообще не получите.

Также существуют невидимые для клиента защиты от спама с помощью проверки правильности заполнения форм - использование этого способа не будет отталкивать посетителей но даст приемлемую защиту от спама.

Поэтому мы просим вас перед установкой взвесить все плюсы и минусы. Возможно для вас оптимальнее будет использовать невидимую защиту и вручную просматривать и очищать оставшийся спам, приходящий с формы чем устанавливать капчу и терять клиентов.

А что по поводу reCAPTCHA?
Довольно популярным современным вариантом реализации капчи является reCAPTCHA от Google или как её называют noCAPTCHA

Эта версия капчи бесплатная и описывается так, что посетитель просто проставляет галку и больше ничего не делает.

Но по факту мы видим, что этот вариант капчи очень часто заставляет посетителей кроме простановки галки - ещё выполнять доп. действия: искать картинки с изображением собаки, обводить дорожные знаки на большой фотографии и выполнять другие "квесты" - такие задачи ещё больше вызовут негатива у клиента, чем обычный ввод цифр. И не всегда достаточно выполнить одно задание, иногда система требует выполнить два или три задания подряд. Причем иногда текст задания выдается ещё и на английском языке, а не на русском, что ещё больше усложняет понимание.

Поэтому надеяться что всем пользователям придется просто поставить "галку" без лишних действий с такой капчей не стоит. И это не изменится в будущем, т.к. сервис reCAPTCHA бесплатный не просто так - гугл использует его для обучения своих роботов распознаванию объектов на фотографиях, поэтому он всегда будет ориентирован на то, чтобы периодически заставлять пользователей распознавать объекты на картинках или выполнять какие-то другие задания.